Что такое «ашрам» и почему индийские школы йоги не могут быть йога-ашрамами

Что такое «ашрам»?

Ашрам – это индуистский монастырь.

Буквально, ашрам – это общежитие для индуистов-мужчин. Иногда ашрам – это индуистский дом престарелых.

В ашраме проживают не только монахи.

Не стоит думать, что в ашрамах обитают лишь монахи. Да, монахи населяют ашрамы, проживая там бок о бок с простым людом, которому некуда деваться и нечем платить за проживание. В ашрамах плата за проживание взымается в виде труда на ашрам.

Ашрам не берёт денег, но требует расплаты трудом.

Сразу оговорюсь: попасть в традиционный ашрам очень сложно.

Традиция такова, что допуск в ашрам нужно заслужить, показав сильную волю и жгучее стремление попасть на обучение к гуру ашрама. Ведь ашрам – это место обитания гуру, у которого можно чему-то научиться.

На учёбу к гуру традиционно отправляют малых детей, за которых нечем платить. Также в ашрам приходят самостоятельные взрослые, которые либо испытывают сильное желание постичь духовную науку, либо которые не состоялись в мирской жизни. И тем, и другим взрослым платить за себя нечем.

В связи с этим в ашрамах стали взымать плату трудом, так как ничем другим взять плату за пребывание с детей, безработных и духовно-ориентированных не получается.

Есть ещё ашрамы для пожилых. Это буквально дома для престарелых в Индии.

В ашрамах для престарелых, куда попасть легко и просто, тоже взымают плату за пребывание трудом. Правило такое: две-три ночи можно жить без вопросов, а дальше тебе дают швабру и отправляют убирать туалеты.

Можно также стать донором ашрама, пожертвовав ашраму денег. В обмен на денежное пожертваование руководство ашрама позволяет проживать в ашраме две недели каждый год. Если донор/спонсор хочет остаться в ашраме подольше, условия те же – швабра в руки и мыть туалеты.

Кроме мытья туалетов есть множество других вариантов:

  • уборка территории и помещений,
  • ручная стирка белья постояльцев,
  • приготовление еды для простых постояльцев,
  • ремонтные работы,
  • садовые работы…

Если вы думаете, что именно вас отправят ухаживать за садом или смахивать пыль со статуй божеств, или готовить пищу для местного гуру, то у меня для вас плохие новости.

Лёгкая работа в ашраме – для особых постояльцев. Если вы не спонсор ашрама или гуру другого, своего ашрама, то в ашраме вас отправят мыть сортиры. В любом индуистском монастыре туалетов очень много. Видимо, чтобы возможностей расплатиться за проживание и питание хватило всем постояльцам.

Да и вообще, лёгкая работа – это не работа вовсе. «Для галочки» работать в ашраме не получится. Придёт свами проверять вашу работу – и заставит всё переделывать.

К тому же, труд в ашраме не принято называть трудом. Для этого есть слово «сева» (служение, сервис). Сева дложна быть бескорыстной и полной самоотдачи.

Служение общественному благу – обязательное условие пребывания в ашраме.

Если вы подняли с пола бумажку и бросили в урну из добрых побуждений, это в ашраме не считается севой. Если вы весь день, не разгибая спины, натирали до блеска личный унитаз гуру, это точно считается севой в ашраме.

Первый случай как раз и подразумевает бескорыстное служение на благо общества; он как раз и есть «сева». К сожалению, в любом ашраме от вас будут требовать именно бескнечного труда по обустройству ашрама, а не добрые поступки для блага других.

Ашрам традиционно располагается в труднодоступной местности вдалеке от цивилизации.

Это имеет ряд причин. Во-первых, ашрам традиционно строили там, где земля ничейная и никому потенциально не интересна. Землю для ашрама не покупают, а строят на той, которая никому и бесплатно не нужна.

Во-вторых, ашрам традиционно появлялся там, куда не дотянется цивилиазция. Видимо, чтобы постояльцы и монахи не искушались бегать в соседнюю «Пятёрочку» за колбасой и шоколадками. Или в близлежащую деревню на колхозную дискотеку.

В-третьих, добраться до ашрама – это первый вызов для желающего получить пристанище путника.

Ашрамы – не бесплатные гостиницы, а центры обучения лично у гуру, при котором ашрам состоит. Чтобы в ашрам взяли и стали обучать премудростям, нужно показать сильную волю и стремление учиться вопреки лишениям.

Так вот, первый вызов, побуждающий продемонстрировать силу воли и стремления – добраться до ворот ашрама и постучаться в них.

Если ашрам близок к цивилизации, это фейковый нетрадиционный ашрам.

К слову, второй вызов – это попасть вовнутрь. Традиционно в ащрам не пускают по первому стуку. Желающего попасть в ашрам оставляют у ворот на несколько ночей, за которые он (не она) должен показать рвение учиться у гуру.

В ашрам ни при каких обстоятельствах не пускают женщин.

Строгое правило. Обсуждению не подлежит.

В традиционный ашрам пускают только индусов (хинду). Иностранцам вход в ашрам воспрещён. Стать индусом иностранец не может по принципу «санатама дхарма». В нескольких словах, этот принцип гласит «Индусами не становятся – ими рождаются.»

Для не-хинду и для иностранцев, желающих приобщиться к индуизму, есть коммерческие ашрамы вроде сети «Исскуство жизни» или «ИСККОН» (МОСК), а также ашрамы Шри Ауробиндо и Шивананды.

Ашрам ни за что не платит.

Подобно Церкви во многих странах мира, ашрамы в Индии и в целом в Азии не облагаются налогами. Индуистский ашрам также не платит за жилищно-коммунальные услуги – воду и электричество.

Почему школа йоги не может быть традиционным ашрамом

Главный аргумент – в конце. Начну с простых и понятных мыслей.

Школы йоги размещаются в легкодоступных местах вблизи удобств и развлечений.

Школы йоги стремятся быть поближе к цивилизации по нескольким причинам:

  • их легко найти,
  • до них легко добраться на разных видах транспорта,
  • можно предложить учащимся проживание в соседних гостиницах,
  • легко организовать поставку свежих продуктов питания,
  • не нужно развлекать учащихся весь день (можно позволить сходить в кафе или на прогулку по торговому центру)…

Есть, конечно, школы йоги, которые располагаются подальше от городских суеты и шума.

Однако, в отличие от ашрама, ни одна школа йоги не станет располагатся в недоступном месте и тем более делать из своей недоступности испытание на силу воли учащегося.

Школы йоги предоставляют комфортное проживание и вкусное, здоровое питание.

Не все школы и не всегда предоставляют комфортное проживание и вкусно-здоровое питание, однако все и всегда стремятся продемонстрировать высоки качества проживания и питания.

Настоящий ашрам – напротив, не станет заботиться о качестве проживания и питания своих постояльцев.

Тут стоит подчеркнуть, что зачастую недобросовестные школы йоги чересчур красиво продают свои проживание и питание, а когда выясняется, что жильё и пища не доятгивают до уровня проданных обещаний, «сливаются».

Допуск в школу йоги не зависит от вероисповедания и пола.

Любой человек сможет записаться на вводный курс по йоге в любую школу йоги. В настоящем ашраме же вас не возьмут даже на вводный курс по йоге.

Сложнее будет попасть в хорошую школу йоги на программу, требующую предварительной квалификации. Для этого нужно пройти собеседование или сдать экзамен на допуск к участию в программе.

К сожалению, большинство «школ» йоги допускают к сложному обучению людей без опыта ввобще или с малым опытом, никак не протестировав или собеседовав желающих попасть на квалификацонную программу. Это плохо.

К слову… Если вас или вашего знакомого зарегистрировали на, скажем, курс подготовки инструкторов йоги без предварительного собеседования и тщательной проверки знаний, навыков и опыта, то в такую «школу» лучше не ехать и не нести свои денежки – получите травмы и лишитесь денег.

Касательно дискриминации по полу.

О времена, о нравы!

По общей статистике 82% практикующих йогу – женщины. Иными словами, женщины – основная аудитория школ йоги.

В разных исследованиях данные могут отличатся, но одно точно: подавляющее большинство в йоге – женщины.

Касательно вероисповедания.

В школе йоги вас не должны спрашивать о вероисповедании и принадлежности к индуизму.

Есть, конечно, не-традиционные ашрамы вроде ИСККОНа и «Исскуства жизни», куда пускают не-хинду и женщин. О них чуть позже.

Школы йоги оплачивают счета, налоги и несут расходы.

В отличие от традционного ашрама, любая школа йоги дожна платить за подтребляемые электричество, воду, отопление и прочие блага цивилизации.

В отличие от традиционного ашрама, хорошая школа йоги терпит расходы на печать учебников и мануалов, закупку и обновление тренировочного инвентаря, обустройство тренировочных и лекционных залов.

К тому же, в отличие от ашрама, школа любая йоги платит учителям за их работу. А, в отличие от плохой школы йоги, хорошая школа йоги платит своим учителям хорошо.

К тому же, школа йоги, в отличие от ашрама, не освобождена от уплаты налогов. В Индии налог на обучение йоге иностранцев – 28% с оборота, по самой высокой ставке.

Стоит отметить, что школы йоги, учреждёнными индийцами, сильно уклоняются от уплаты налогов или платят намного меньше – законодательство позволяет. А вот школы йоги, учреждённые иностранцами, не имеют возможности уклонятся от налогов и вынуждены платить положенные 28% без вариантов.

То есть, традиционный ашрам – бесплатное заведение с дёсткими ограничениями по быту. А в школе йоги надо будет платить деньгами, потому что…

В школах йоги обучение насыщенное и ресурсозатратное; возмещение обучения простым трудом неоправдано.

В хорошей школе йоги обучение длится большую часть учебного дня. Если там преподают хорошие преподаватели, работают администраторы, доступен обновляемый инвентарь, то такое потребление ресурса школы невозможно возместить простой уборкой или даже мытьём унитазов.

Цель школы йоги — обучение йоге, а не распространение индуизма.

Традиционно ашрамы создавались для популяризации конкретного учения на данной местности, а также для распространения учения через побывавших в нём постояльцев.

Индийские ашрамы – центры индуизма, религиозные центры.

Модель «базовые проживание и питание в обмен на посильный труд» хорошо согласовывается с целью распространить религиозную идеологию. Постояльцы индийских ашрамов не платят деньгами или платят мало, но приобщаются к вере и религиозным традициям Индии.

В коммерческих ашрамах всё намного интересней. Постояльцы платят деньгами и часто платят много. Вдобавок к этому их ещё и приобщают к индийской вере.

Потенциальные возражения

Предчувствую возражения от людей, побывавших в таких ашрамах, как:

  • Ашрамы ISKCON (МОСК),
  • Ашрамы Шри Ауробиндо,
  • Ашрамы Шивананды,
  • Ашрамы Свами Рамы,
  • Ашрамы сети «Искусство жизни» Шри Шри,
  • Ашрам Ошо и
  • других ашрамах «для туристов».

Эти организации работают на распространение своего собственного учения в рамках индуизма, но их деятельность коммерческая.Это можон назвать «индуизм на экспорт».

Платный ашрам – это, в целом, не плохо; это позволяет им размещать вас в комфортных номерах гостиничного образца и кормить вас вуксной и часто здоровой пищей, как вам нравится.

Им позволено закрывать глаза на традиционные принципы индуизма, которые запрещают передавать индуисткие учения не-индусам и женщинам, а также за деньги. Оправдыавется это тем, что индуизм популяризируется за пределами Индии через приобщение иностранцев к индийской религии и культуре.

Зачастую, вам не станут сообщать, что вас приобщают именно к религии, а скажут, что вы погружаетесь в культуру Индостана. В этом есть некоторое лукавство. Дело в том, что индийская культура полностью религиозна. В ней всё вращается вокруг догм индуизма – пантеона божеств, ведийской и ведической духовности во всех аспектах жизни, ритуальности быта.

Ашрамы, которые отказываются приобщать клиентов к индуизму, испытывают сложности и закрываются. Так случилось с известным ашрамом Ошо.

Ошо протестовал против религии как таковой и его выдворили из Индии, осудив идеологически. После смерти Ошо новые руководители ашрама пошли на сделку с властью. Ашрам заоработал снова, но вы уже не услышите осуждение индуизма. Теперь ашрамы Ошо суждают все остальные религии, но не индуизм.

Все действующие ашрамы в Индии продвигают индуизм в массы.

Есть ещё одно забавное явление – частные школы-ашрамы йоги.

Что такое «школа-ашрам йоги»?

Часто школы йоги называют себя «школой-ашрамом йоги» для привлечения туристов, интересующихся культурой Индии, под предлогом обучения йоге.

В этом подходе есть несколько выгод:

  • «школа-ашрам йоги» подменяет обучение йоге погружением в индийскую культуру, называя это «первой ступенью к пониманию йоги»;
  • «школа-ашрам йоги» экономит на комфортном проживании и здоровом питании;
  • «школа-ашрам йоги» избегает налогов или минимизирует их как центр религиозного просвещения;
  • «школа-ашрам йоги» зарабатывает хорошие деньги, не расходуя их на опытных учителей йоги.

Многие из вас возмутятся: «Йога неотделима от культуры Индии!». Да, вы правы на 100%.

Однако, тут нужно прояснить. Йогу нужно изучать в контексте индийской культуры и, прежде всего, философии.

Современную йогу также нужно изучать в контексте современной анатомии и физиологии, а также в контексте современной дидактики и внедрять методами современной педагогики.

Нельзя подменять изучение йоги погружением в индуизм.

Может ли школа йоги стать настоящим йога-ашрамом?

Школа йоги может соприкасаться с ашрамом в одном концептуальном ключе. Об этом – через минуту или две. Сначала дам культурную справку, затем историческую. А затем – поясню за йога-ашрамы.

Все ашрамы в Индии — да и за рубежом — религиозные центры. Их можно назвать просветительскими, но исключительно в поле религии и культуры, основанной на религии.

Ашрамы не могут быть светскими или научными учреждениями по определению. Многие ошибочно полагают, что индийские ашрамы – это такие себе «НИИ» имени своего гуру. Это не так.

Все ашрамы в Индии являются центрами индуизма. Йога отнсится к индуизму лишь формально и зачастую против воли многих гуру индуизма.

Теперь немного истории йоги.

До конца XIX века йога в Индии считалась чёрной магией и предследовалась правоверными индуистами. Йогами называли и факиров, и цирковых акробатов-самоистязателей, и суфийских даснам-саньясинов (мирных суфийских монахов-путешественников). Плохая репутация йогов омрачалась также деятельностью западно-европейских оккультистов, сводивших йогу к курению опиума и групповому сексу под чтение каббалы. Лидером западно-европейских оккультистов был Элистер Кроули, написавший «Восемь кругов йоги» и другие известные в современной йоге книги.

Также масла в огонь подливали русские спиритуалисты под началом Елены Петровны Блаватской. «Мадам Блавацки», как её называли за рубежом, открыла множество центров религиозного просвещения по собственной доктрине. Ею были открыты центры и в Индии, а также приобщены десятки писателей и научных публицистов для распространения «Тайной доктрины Блаватской» на индостанской земле. В доктрину Елены Петровны и её «Теософского общества» плотно входила йога её личного изобретения, с оккультными «чакрами» и невидимыми планетами.

Деятельность Елены Блаватской и Элистера Кроули сильно очерняла йогу в Индии до прихода новой власти, дружественной Блаватской и Кроули.

Гуру индуизма всячески открещивались от йоги сто двадцать лет назад, как сегодня от йоги открещиваются православные духовники.

Когда власть на Индостане сменилась и к управлению пришли молодые националисты, дружившие с Блаватской, йогу «обелили» и настоятельно предложили лидерам индуизма включить йогу в общую доктрину индуизма. Включение йоги в индуизм позволило индуизму распространится по миру и стать мировой религией. Этому способствовала националистическая организация «Арья Самадж», основанная в начале ХХ века Свами Даянанда Сарасвати, лозунгом которого был  призыв «Обратно к Ведам!».

Именно йога сделала индуизм преемлимым в мире, не являясь канонической религией и продвигая либеральные идеи вроде «Спасение без спасителя».

К слову, ключевая идея йоги ХХ века — «Спасение без спасителя» — сильно противоречит канонам индуизма, где спасение не возможно без проводника. Это и разделяет йогу и индуизм.

Так вот, йога лишь формально является частью индуизма.

Возвращаясь к теме йоги и ашрамов, понятие «йога-ашрам» невозможно. Есть, правда, одна уловка.

При многих ашрамах действуют своеобразные «приходские школы» – гурукулы. В этих школах обучают детей из малообеспеченных семей основным наукам и… йоге. Правда, йога в гурукулах преподаётся по-индуистски, с религиозной догматикой индуизма в атеистическом учении Патанджали и космо-центрированном учении ранних и средних Упанишад. Акцент в ашрамной йоге делается на религиозно-философских принципах «Бхагавад-Гиты».

«Бхагавад-Гита» – это текст-история в форме диалога между обычным человеком Арждуной и верховным богом Кришной о философии бытия. Философия книжки строится на системе понятий классической самкхъи и ранних Упанишадах. Только в текст включены ещё и религиозные догмы, а также символизм божественного. Это делает текст удобным для включения йоги в индуизм как философии в религию.

Обучая детей в гурукулах индуистской йоге, ашрамы делают йогу больше религиозной и меньше философской.

Если при ашраме существует гурукул, то такой ашрам можно с натяжкой назвать «йога-ашрамом».

Однако, помните: ашрамы – религиозные организации, популяризирующие религию индуизма. Йога в таких ашрамах – так же сильно изменена в сторону религии, которой не было в изначальной античной и классической средневековой йоге.

Почему настоящих йога-ашрамов нет в Индии

Потому, что «классическая» антично-среденвековая йога и современный национал-индуизм — очень разные идеологии.


Поделитесь информацией

Поделитесь, пожалуйста, информацией с теми, кому она будет полезной!

Leave a Reply