Преподаватели школ йоги

Джитендра Дас: распиаренное «академическое» творение скромной русской женщины

3.2/10
Sending
User Rating 0 (0 votes)
Comments Rating 0 (0 reviews)

Джитендра Дас – лицо первой в своём роде русскоязычной школы йоги в Ришикеше. Образ Джитендры – это в несколько «академических» образований, «научная» деятельность по адаптации санскритских текстов и собственные глубокие размышления о жизни, йоге и всё остальном.

Сам Джитендра при личном общении производит впечатление, отличное от того образа, что раскручивается в сети. Он от природы харизматичен и естественно прост. В этом человеке нет той академической сложности и мудрёности, которую демонстрируют тексты интервью с ним. В отличие от образа в СМИ, настоящий Джитендра излагает свои простые мысли простым языком и вообще не многословен. кажется, что живой Джитендра и Джитендра из интернета – абсолютно разные люди. Причём образ из интернета привлекателен своей серьёзностью и профессорской напыщенностью, а живой Джитендра располагает именно отсутствием той неприступной сложности.

Бывает ли так, что медийный образ человека и сам человек так сильно различаются? Может ли быть, что настоящий Джитендра Дас не такой уж академик и санскритолог, как его малюют в интернете?

Про Мастера Джитендру Даса из Ришикеша известно немного, а если точнее, то только то, что написано о нём на сайте его жены Татьяны Морозовой. Например, самый первый абзац на главной странице сайта yogatoday.ru:

Мастер Джитендра Дас практикует хатха-йогу более 20 лет. Окончив ведущий университет Индии по изучению йоги, Гурукул Кангри, с золотой медалью и мастерской степенью по предмету йога, мастер Джитендра Дас получил признание международной аудитории благодаря своей работе по адаптации санскритских первоисточников йоги и аюрведы и применению их в повседневной практике.

Этот абзац является квинтенссенцией образа Джитендры. Эти тезисы растиражированы по интернету в статьях об учителе и интервью с ним. Везде одно и то же:

  • Практикует с 1984 года
  • Учился в Гурукул Кангри
  • Получил золотую медаль за обучение
  • Получил степерь мастера (магистра?) по йоге (дважды!)
  • Получил признание международной аудитории за адаптацию первоисточников

Давайте разберёмся, что значат эти достижения.

С йогой по жизни

Если сравнить версии главной страницы сайта yogatoday.ru от 2008-го года и от 2018 года, с разницей в 10 лет, можно найти одну и ту же формулировку: практикует более 20 лет. Допустим, что 20 лет практики Джитендры нужно считать от 2008 года и что у автора сайта за десять лет не хватило времени обновить устаревшую информацию. Тогда выходит, что практиковать йогу Джитендра Дас начал в 1998 году. На том же сайте, правда, заявляется, что мастер занимается йогой с 1986 года. Странно, ну да ладно!

В статьей на сайте американского реестра «Йога Альянс» указано, что Джитендра практикует с 1986 года, а в интерьвью с Джитендрой на сайте русскоязычного «Йога Джорнал» от 2015 года указывается, что Джитендра познакомился с йогой в 1984-м. Ну, ладно, могли ошибиться в журнале. Интересней другое.

Джитендра родился в 1981 году. А практиковать начал в 1984-м или 1986-м году.

Значит, по собственным заявлениям, он начал практиковать йогу с 3-5 лет. Ну… Ладно, допустим. Тогда у меня вопрос: что именно Джитендра называет йогой? Асаны, медитацию, изучение философии и следование ей, владение телом или психологическую интеграцию личности?

Давайте посмотрим, что значит йога для Джитендры и что он вкладывает в это понятие.

Во всех, немногих, биографических материалах о Джитендре подчёркиватеся, что Джитендра занимается йогой «по системе Патанджали». То, что «мастер» Джитендра называет «системой Патанджали» – это афоризмы Патанджали, известные под названием «Йога-сутра». Этот текст был написан в третьем веке нашей эры. Йога согласно текста Патанджали – это остановка колебаний ума путём прекращения всякой деятельности. По «системе Патанджали» ум как источник жизненных мучений, подвержен омрачениям от неправильных выводов, неправильных пересказов, фантазий и воображения, а также от сна и памяти. Разрыв связи с этими пятью причинами омрачений приводит к гармоничному состоянию йоги. В этом суть учения Патанджали, изложенная в первой главе текста.

Во второй главе приводится ряд из шести ветвей йоги: асана — пранаяма — пратьяхара — дхарана — дхъяна — самадхи. Всё предельно просто: спокойное сидение — дыхание — отвлечение от ощущений — концентрация — созерцание — растворение. Хорошая система и конкурсы интересные. Вот за эту «систему» и ухватился Джитендра. Именно этот ряд он и называет системой. Правда,

  1. в системе Патанджали вообще нет никаких асан!
  2. ряд из восьми терминов вообще никак не объясняется в тексте Патанджали и не позиционируется как важный и принципиальный.

Разберём по порядку.

По первому пункту, система Патанджали – сугубо созерцательная. Там нет техник асан и пранаям, пратьяхары и дхараны. Есть несколько примеров практики созерцания дхъяны. И всё. А то, что Джитендра даёт на своих курсах в Ришикеше – это индийская физкультура конца 19-го — начала 20-го веков. А это уже сложно называть древним учением.

По второму пункту, «Йога-сутра» Патанджали содержит много разных рядов-списков терминов, подобных ветвям йоги. Среди них: пять видов омрачений, пять стадий прояснения омрачений,четыре или пять преград на пути к прояснению, четыре состояния ума, четыре функции ума и так далее. Их, конечно, Джитендра тоже упоминает на своих занятиях, но исключительно в виде философской теории. А вот за ветви йоги, ге есть асаны и пранаямы, Джитендра цепляется по-полной. Ведь так можно объяснить всю йогу – через индийскую гимнастику и дыхательные упражнения, которые вкупе Джитендра называет древней йогатерапией.

К сожалению, вынуждена разочаровать. Асаны как гимнастические позы и пранаямы как дыхательные упражнения были привнесены в йогу в конце 19-го века свами Ввивеканандой по последней моде из Европы, где все угорали по гимнастике и спорту. А Джитендра с серьёзным видом подаётэто как древнюю, очень древнюю систему. И, ведь, сам в это верит!

К тому же, два ветви «яма-нияма» добавил всё тот же свами Вивекананда, написавший в ХХ веке собственный, очень жидкий комментарий к «Йога-сутре», позаимствовав их из учения джайнов. Несмотря на это, изучавший «систему» Патанджали «мастер» и «доктор» Джитендра учит «древней» йоге по современной версии.

Ну, серьёзно, человек, который по его же заявлениям 10 лет писал свою дипломную работу, изучая все тонкости йоги, не может иметь такое грубое, аматорское представление о йоге. Или может?

Джитендра Дас преподаёт классическую йогу по первоисточникам, но это не точно
Джитендра Дас преподаёт классическую йогу по первоисточникам, но это не точно

Недавно выложили видео-интервью с Джитендрой. Ему там задают простые вопросы типа «Что для Вас йога?», а он косноязычно отвечает по типу «Йога – это как посмотреть… Это когда у тебя всё хорошо…». Настоящий доктор философии и магистр, посвятивший всю житзнь йоге просто не может нести такую чушь! Так отвечают только случайные в йоге люди. Но ведь не может же быть, чтобы Джитендра был случайным человеком в йоге? Или может?

Может, обычному индийскому мальчику в своё время сильно улыбнулась удача и свела его с русской незамужней предприимчивой женщиной, которая и сделала из него такого титулованного мастера?

Джитендра Дас и Татьяна Морозова за работой
Джитендра Дас и Татьяна Морозова за работой

Собрав вышесказанное воедино, очевидно одно: то, что мы с вами понимаем под йогой – это не та йога, которую практикует Джитендра.

Учился в «почти университете» Гурукул Кангри

Гурукул Кангри, где учился мастер Джитендра – заведение официально значащееся как  “считающееся университетом” (Deemed university). Это обозначение – серая зона для учебных заведений. Это полу-узаконенная в Индии форма торговли фальшивыми дипломами.

Да, индийская система высшего образования – забавная штука, в ней существуют:

  • Институты национальной важности,
  • Центральные Университеты,
  • государственные Университеты,
  • частные Университеты и
  • отдельная категория заведений: Считающиеся Университетом (Deemed as universities), куда причисляется и Гурукул Кангри, где получил звание магистра Джитендра Дас.

Вот официальная декларация формулировки «deemed as university»:

Central Government Act
Section 3 in The University Grants Commission Act, 1956
3 Application of Act to institutions for higher studies other than Universities. —The Central Government may, on the advice of the Commission, declare, by notification in the Official Gazette, that any institution for higher education, other than a University, shall be deemed to be a University for the purposes of this Act, and on such a declaration being made, all the provisions of this Act shall apply to such institution as if it were a University within the meaning of clause (f) of section 2.

Коротко говоря, это категория сампровозглашённых через местную газету «почти университетов», такая себе категория «другое».

Магистерская степень в таком самопровозглашённом учебном заведении подразумевает пару лет заочного обучения и всего несколько общих предметов. В «Гурукул Кангри» изучают 5 обязательных предметов:

  1. ведическая литература,
  2. санскрит,
  3. философия,
  4. функциональный английский и
  5. короткий курс природоведения.

Наряду с ними можно выбрать одни факультативный, среди которых и предмет «Йога».

Привожу эту информацию, чтобы многочисленные упоминания об академическом образовании не ассоциировались с длинным и трудоёмким процессом обучения, каким он был бы в России.

В «почти университете», где обучался Джитенждра, обучение йоге – это шесть гуманитарных предметов и два года заочного обучения. Всё. И обратите внимание на сугубо гуманитарный уклон – литература, язык, философия…

Даже на некоторых курсах подготовки учителей в некоторых школах больше предметов, посвящённых йоге. Например, самый развёрнутый учебный план из тех, что мне знакомы содержит такие предметы: методология преподавания, преподавательский практикум, философия, прикладная философия, история йоги, структурная постановка асан, анатомия и биомеханика, пранаяма, шаткарма, медитация… Неужели эти необходимые для изучения йоги предметы входили в заявленные шесть в Гурукуле? Или не изучались вовсе, а познавались «через практику»?

В биографии Джитендры Даса вскользь указывается ещё одно место обучения – Sampurnananda Sanskrita University (Варанаси), а степень, полученная им там – M.A. (магистр исскуств) по специализации «Санскрит».

Это ещё один частный заочный «почти университет» Индии. Вот официальное разъяснение Верховного Суда Аллахабада по их статусу:

The Sampurnanand Sanskrit University, Varanasi (in short the University) and the students who have been awarded ‘Shiksha Shastri’ degree by the University, which is the examining body, from the Faculty of Education of the University at Varanasi, and five affiliated Colleges namely (1) Sri Adarsh Bharati Mahavidyalaya Ketasarai, Jaunpur, (2) Shrimat Paramhans Sanskrit Mahavidyalaya Teekar Mafi, Sultanpur, (3) Shri Sachcha Adhyatma Sanskrit Mahavidyalaya, Jhunsi, Allahabad and (5) Sri Mahaveer Vidyapith Pachhami Vihar, New Delhi, have filed these writ petitions with prayers to issue a writ of mandamus commanding the respondents to treat their certificates or ‘Shiksha Shastri’ as equivalent to B.Ed, for the purpose of admission to the Special B.T.C. Course, 2004 designed by the State Government with the approval of the National Council of Teachers’ Education for the purpose of employment as Assistant Teachers in Basic Schools in the State of Uttar Pradesh. The University has also challenged the vires of Section 14 of the National Council of Teachers Education Act 1993.

Если коротко, то речь идёт о том, что пройдя короткий экзамен дистанционно, можно получить неакадемическое звание «Шикша Шастри», с котороым можно трудоустраиваться заменяющим ассистентом учителя начальной школы в штате Уттар Прадеш.

Другими словами, Джитендра или врёт или недоговаривает о своём образовании, если это можно так назвать. Если говорить точно, то Джитендра прошёл пару экзаменов и получил поэтическое звание типа «Молодец-огурец», что даёт ему право пробоваться на замену к настоящим учителям начальной школы, что, в общем-то, ничего не значит. А преподносится всё так, будто Джитендра действительн где-то учился. А про докторскую и магистрскую степени – так вообще откровенное враньё, значит?

Золотая медаль за пожертвование

Золотая медаль этого «университета» – занятное явление, в брошюре, которую можно скачать с официального сайта университета, говорится:

There is provision of awarding Gold Medal/ Distinction Certificate to the first divisioner students of all the P.G.courses securing highest marks in the examination by the money received from donors.

Т.е. золотую медаль «университета» можно обеспечить себе «пожертвованием». И это, конечно, просто апогей индийской образовательной системы. Неужели оплаченная медаль – это повод гордиться и упоминать её в первых строках своего резюме?

Работа с международным признанием

…получил признание международной аудитории благодаря своей работе…

Сразу скажу, что формулировка настолько размыта, что не ясно:

  • какая именно связь между работой Джитендры и международным признанием,
  • что это за работа вообще такая,
  • какова природа признания и
  • что такое эта «международная аудитория», благодарно признавшая работу учителя

Во-первых, всюду говорится, что Житендра получил великое признание (от кого?) именно «благодаря» своей работе. Что значит это «благодаря», нигде не поясняется. ПОвсюду одна и та же формулировка. Это нарочно так размыто? Ну, да ладно… Куда важнее, что за работа имеется ввиду.

Работа – слово общее. Оно может означать «труд», «работа» – как в офисе, на дядю или себя, или за деньги, а также «произведение» как картина, глинянный горшок или школьное сочинение, а ещё «усилие» – когда вы что-то сделали за короткое время.

В общем, одна размытая формулировка на другой. Может, от нас что-то скрывают? Или насчитают должным достойно поинформировать?

Единственное, что ясно – работа была проделана по адаптации йоговских первоисточников к современному образу жизни. Что это значит? Есть несколько вариантов:

  • Дас написал свою экзаменационную работу по пересечению йоги и аюрведы (как пишут на сайте), проанализировав исходные тексты по йоге («Сутра») и аюрведе («Чарака-санхита»), получил за неё пожертвование звание «молодца-огурца» дважды магистра и это заработало ему много денег с продажи сертификатов международного признания от его иностранных клиентов учеников и Татьяны Морозовой;
  • Дас работает мучителем йогов в Ришикеше и это даёт ему междунарожное признание от его русских клиентов учеников;
  • Дас сфотографировался в различных позах йоги на календарь плакат и это одобрили иностранные туристы.

Пожалуй, первый вариант ближе всего к тому, что автор биографии Джитендры Даса имела ввиду. Это подтверждается тем, что на сайте yogatoday.ru экзаменационная работа по йоге и аюрведе подаётся как событие историческое.

К сожалению, точная тема научной работы не указывается нигде. Указывается только тема, достойная реферата уровня 8-го класса российской средней школы – «Йога и аюрведа». И всё. А вместо аннотации к научной работе с указанием тезиса, пояснением новизны, раскрытием метода исследования и обзором фактических, статистических и иных данных для анализа, а также широкого списка проработанной литературы, нам в двух предложениях  льют «воду» вроде «Патанджали – великий философ начала конца эпохи древней древности», а сам главный тезис магистерской работы Даса основывают на ложном или совсем недоказанном факте о том, что Патанджали и Чарака – одно лицо. То есть, Дас написал простой реферат на простую тему, основываясь на хлипкой, ненаучной идее, да ещё почти полностью состоящий из «воды». Слабо. Очень слабо.

Потом, как международная аудитория признала большой вклад мастера благодаря работе по адаптации первоисточников непонятно, работу невозможно отыскать, а гугл не даёт ни одной ссылки на неё.

Это, конечно, не значит, что её не существовало. Моя университетская дипломная тоже не значится в поисковиках. Она, правда, не имеет международного признания, как заявлено на сайте жены Джитендры, Татьяны Морозовой. А, может, всё-таки Татьяна лично оценила и признала дипломную работу Джитендры, став ему интернациональной аудиторией?

Исходя из того, что какой-то неизвестной магистерской работе Джитендры придаётся такое судьбоносное, определяющее значение в его становлении мастером и доктором, без ссылки на полную работу не обойтись! Ведь, не может же быть так, что нам всем нагло наврали о карьере международно признанного мастера Джитендры Даса от начала и до конца? Или может?

Ведущий мастер Ришикеша (по мнению жены и друзей)

Как и большинство других школ, Джитендра позиционируется ведущим мастером Ришикеша. Как будто в этом Ришикеше есть реестр мастеров, с признанием некоторых (или всех?) ведущими? Или это потому, что он ведёт курсы для иностранцев?

Забавно то, что в Ришикеше каждая собака – ведущий мастер йоги. Серьёзно, наберите в поиске «йога в ришикеше» и почитайте, что пишут эти «мастера» про себя на своих сайтах. Раз уж индийские учителя йоги так серьёзно называют себя ведущими мастерами, стоит ли нам воспринимать это так серьёзно?

Джитендра Дас за работой
Джитендра Дас за работой

Говоря о каком-либо реестре старших и младших специалистов по йоге в Индии, его просто нет. Как нет и критериев оценки квалификации «мастеров».

Потом, как в пословице: сказал «А» – говори и «Б». Если уж называете себя ведущим мастером, потрудитесь объяснить, что именно делает вас таковым. К сожалению, Джитендра и Татьяна на своём сайте не дают такой информации. Значит, придётся это делать нам самим.

***

Итак, можно ли абсолютно верить информации о Джитендре Дасе?

  • Эта статья в процессе написания и работа по ней не окончена. Вот дальнейшие тезисы:
  • Джитендра Дас – славный парень
  • Джитендра Дас – имеет нормальное представление об индуистской йоге
  • Джитендра Дас подявляется на курсах в Ришкеше лишь эпизодически
  • Джитендра Дас на курсах в Ришикеше уже давно не сияет
  • Татьяна Морозова – продюсер Джитендры Даса
  • Образ Джитендры Даса – альтер-эго Татьяны Морозовой в СМИ

 

Leave a Reply

Sending